24.08.2020 13:30

Дисциплинарная иерархия в научной картине мира. Часть 2

Дисциплинарная иерархия в научной картине мира. Часть 2

В технической картине мира (техницизме) на уровне аксиомы постулируется, что общественный человек есть порождение универсума - мировой взаимосвязанной системы. Значит, человечество полностью обусловлено такой системой, поэтому кризисные явления в отношениях системы человек - общество - природа есть результат незнания или невыполнения законов функционирования этого механизма. Техника же в таком случае встраивается между механизмом мира и человеком в качестве фактора, тотально детерминирующего человеческую жизнедеятельность. Такие соображения в зачаточном варианте появлялись на протяжении всей доиндустриальной истории цивилизации, но стали теоретически оформляться в конце XVIII века, тесно переплетаясь с техническими утопиями. Например, в работах Анри К. Сен-Симона (1760-1825), «Промышленная система» (1823) и «Новое христианство» (1825) отстаивалось представление о промышленном, или индустриальном обществе как искусственном образовании, результате социальной физики. По сути, на метатеоретическом уровне это значило, что в погоне за позитивным знанием, являющимся отвлечённым от целостной жизнедеятельности, представители техницистской философии всё глубже обнажали технический источник такого знания. Отношения человек – природа и человек - общество анализировались с помощью отношения техника - природа, и техника объявлялась источником правильного понимания любых отношений. Это уже была бессознательная мистификация техники. Технический детерминизм – методология такой мистификации [2].

Заслуживает внимания точка зрения исследователя Г. А. Саймона [3]. Она заключается в том, что задача всех прикладных наук состоит в попытке создать ситуацию, которая на данный момент не существует и потому неестественна. Эти науки создают условия, которые получили свое существование не спонтанно, а в результате природных процессов, поскольку если бы в данном случае был возможен естественный ход событий, не было бы нужды применять науку для создания желаемой ситуации.

Социально-гуманитарные науки разделяются на 3 типа. Первый тип - интегративные науки (психология). Второй тип - общественные науки (юриспруденция, социология, экономика).

Третий тип - исторические науки. Социально-гуманитарные науки по причине невероятной изменчивости человеческого поведения не обладают серьезными предикативными возможностями, какие присутствуют в физике, им недоступна даже «ретродикция» - точная оценка уже свершившегося факта, как это бывает в биологии. Объект изучения социально-гуманитарных наук - человек, их атрибуты - оценки и образы.

Российский литературовед, теоретик искусства М. М. Бахтин (1895-1975) пытался определить предмет гуманитарных наук, утверждал, что гуманитарные науки - это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении [1]. Однако, с точки зрения Бахтина, человек всегда создает текст (в самом широком понимании этого слова). Поэтому гуманитарные науки нужно рассматривать, прежде всего, как науки тесно связанные с текстом. А предмет гуманитарных наук есть выразительное и говорящее бытие. Многие современные исследователи, занимающиеся философией науки, склонны разделять эту точку зрения и считают, что предмет социально-гуманитарных наук может быть дан только в знаковом выражении, реализован в текстах разного рода и для самого исследователя и для других.

Разделяя эту позицию, можно утверждать, что в области гуманитарных наук критерием научности является не точность знания, а глубина проникновения в текст, постижение его смысла. Таким образом, получается, что гуманитарное познание направлено на постижение индивидуального, уникального явления, выраженного в знаковой, текстовой форме. Это влечет за собой для исследователя ряд очень серьезных проблем, в том числе и проблему диалогичности.

Иерархия дисциплин образует древо познания. Науки берутся наиболее общие. Смежные и близкие дисциплины можно соотносить с ними по степени общности. В основании древа, как нам представляется, будет физика. От неё по спирали наверх отходят две «лианы» логических и технических наук, идущие па¬раллельно основному стволу и далее по ветвям до самой кроны. Эти «лианы» связывают многие дисциплины, «снабжая» их теоретическим аппаратом, материальными приборами и инструментами. От физики выше по «стволу древа» следуют химия и биология, генетика. От последних двух отходят две большие ветви:
1. Экология, геология, астрофизика, космология материальной Вселенной;
2. Психология – общественные науки, история – науки, изучающие сферу мотивации человеческого сознания.

Две основные ветви и «лианы», как нам представляется, сходятся на вершине к единой точке омега в виде целостной дисциплины - космологии ноосферного Универсума, воплощающего в себе единство противоположностей и их коэволюционное развитие.

Список использованной литературы
1. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
2. Аникин А. В. Прекрасный мир утопистов: Сен-Симон и Фурье // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 384 с.
3. Saimon G. A. The Science o Artificial. MIT Press, 1996. 241 p.

М. Ю. Сорока

Дисциплинарная иерархия в научной картине мира. Часть 2

Опубликовано 24.08.2020 13:30 | Просмотров: 890 | Блог » RSS