26.12.2018 22:37

Что привлекает в идеях и методических разработках М. Монтессори?

Что привлекает в идеях и методических разработках М. Монтессори?

Прежде всего, это подлинный гуманизм ее воспитательной и образовательной системы, обращенной к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма. В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что
поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию. Другой доминантной системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программой развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе побуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретал чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению, и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Важной новацией М.Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее это определение стратегии и тактики деятельности детей.

Как известно, в основу гуманистического образования XXI века положено признание ценности человека как самобытной личности, его права на свободное развитие, полное проявление сущностных сил. Но это обстоятельство уже сто лет тому назад обусловило практическую необходимость изучения детства с позиции антропологии, понимаемую не в привычном узком, специальном смысле слова (учение о происхождении человека –антропогенез, морфология человека и этногенез расоведение), а в широкой трактовке этой категории. Антропология в широком смысле слова представляет собой универсальную науку о человеке, включающую в себя комплекс человековедческих знаний. [Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. - Казань: ТГГПУ, 2005. С.10-11]

Все, что М.Монтессори в свое время выявляла почти интуитивно, сегодня подтверждено антропологическими науками (педагогикой, возрастной и педагогической психологией, антропологией, медициной). Сегодня фактор свободы признается принципиально важным для развития и обучения. Поскольку учебный процесс по существу должен управляться главным образом мотивами, то это значит лишь одно: ребенок (да и взрослый тоже) учится только тому, что он хочет, что вызывает в нем интерес, где он может проявить свою активность, если ему дается время и свобода работать с предметами так долго, как он этого желает.

Таким образом, главной задачей воспитания Монтессори определила содействие свободному росту и развитию ребенка, помогая ему в нахождении путей для проявления своей жизненной энергии. Она глубоко была убеждена в том, что расти и развиваться ребенок должен сам, так как ему подсказывает его природа, и этого за него никто делать не может. Поэтому она заменила механическое повиновение, принятое в старой системе образования, полной свободой ребенка. Ее система и основана, прежде всего, на любви ребенка к полезной деятельности, на его желании делать все для себя самому, на той радости, которая предоставляет ему преодоление препятствий.

Монтессори синтезировала целостную педагогическую антропологию, оснащенную богатым дидактическим и методическим инструментарием. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокой педагогической технологии, с успехом может быть перенесена в дошкольное, школьное и семейное воспитание. [Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. - Казань: ТГГПУ, 2005. С.10-11]

Что привлекает в идеях и методических разработках М. Монтессори?

Опубликовано 26.12.2018 22:37 | Просмотров: 524 | Блог » RSS