10.03.2021 17:53

Анализ композиции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Часть 3

Анализ композиции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Часть 3

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Во многих местах картины проходит золотоесечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.
В одном из преданий о да Винчи говорится, что, создавая «Тайную вечерю», Леонардо столкнулся с большой проблемой: ему необходимо было образ Христа сделать символом Добра, а образ Иуды - символом Зла. Мастеру никак не удавалось добиться требуемого эффекта, поэтому он прервал работу и снова взялся за кисть только тогда, когда были найдены идеальные модели.

Однажды да Винчи посетил выступление местного церковного хора. Один из юных певчих показался художнику совершенным образом Иисуса, с которого он и написал пару этюдов и набросков. Через три года работа была почти закончена, но да Винчи нужно было найти натурщика для образа Иуды. После долгих поисков художник обнаружил оборванного, дряхлого, но молодого человека, в котором увидел Иуду. Так как сделать наброски не позволяли сжатые сроки, нищего доставили его прямо в монастырь. Ко времени, когда работа была закончена, нищий взглянул на фреску и в ужасе вскричал:
- Эта картина мне знакома! - Когда ты мог видеть ее? - спросил да Винчи. - Три года назад. У меня было все, я пел в церковном хоре, жизнь была прекрасна и безмятежна. Тогда я позировал какому-то художнику, он писал с меня Иисуса.

Иногда мы даже не подозреваем, сколько тайн может хранить в себе произведение искусства, будь то картина, скульптура или даже симфония. Что до нас хотел донести автор? Какие чувства он испытывал при работе? Какими приёмами он пользовался, чтобы достичь нужного эффекта? Люди, далёкие от искусства, обычно не задаются такими вопросами, они смотрят на внешние качества произведения и уровень навыков автора. Но люди, связанные с искусством, должны смотреть глубже, чтобы понять суть картины. Проанализировав фреску Леонардо да Винчи, мы не только открыли для себя что-то новое, но и поняли мысль художника и его отношение к запечатлённому событию. Теперь, глядя на «Тайную вечерю», мы будем видеть не столько Христа и 12 апостолов, сколько тайные знаки, которые спрятал в ней автор.

Список литературы
1. Джесси Рассел. Тайная вечеря (Леонардо да Винчи). - VSD, 2012. - 106 с.
2. Е.Г. Милюгина. Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. - Белый город, 2012. - 84 с.
3. А.К. Дживелегов. Леонардо да Винчи. - Директ-Медиа, 2015. - 208 с.
Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. - ТЕРРА, 1997. — 192 с.

Аннотация. В статье рассматривается роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с подробным описанием и анализом.
Ключевые слова: роспись, фреска, композиция, апостолы, Иисус Христос, Иуда Искариот, символика.

О. В. Кириллова

Анализ композиции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Часть 3

Опубликовано 10.03.2021 17:53 | Просмотров: 716 | Блог » RSS