10.03.2021 17:57

Анализ композиции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Часть 1

Анализ композиции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Часть 1

«Тайная вечеря» - монументальная роспись Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане в Италии.

Размеры - около 460х880 см. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой.

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» [Евангелие от Матфея, 26:21]), и реакция каждого из них.

Рассмотрим картину. Леонардо разместил Христа в центре, апо бокам - четыре группы апостолов по три в каждой. Сидящий Христос выше всех, перспективные линии сходятся над его головой, он сидит на светлом фоне открытой двери, за которой открытое пространство. Возможно, художник подчеркивает и разделяет его высокие духовные принципы, но убежден, они не найдут поддержки, они наивны, безжизненны, и их ждет такая же гибель, как близкая смерть самого Учителя.Иуда вещает с духовного низа, но эта низкая, земная правота на его стороне.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне(как это делали Доменико Гирландайо,Андреа дель Костаньо, Козимо Росселли и Бьяджо д ’Антонио и другие) чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды.

Роберт Уоллэйс в книге «Мир Леонардо» пишет: «Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества»[4; 82]. Иуда сидит со всеми, как апостол в ряду апостолов. Одинок Христос, оттого и печален, но кто наименее одинок, так это Иуда. Отсюда и его уверенная сила. И вины его нет, потому что разговор в картине идет не о предательстве, а о спасении души людей, менее всего озабоченных этим.
1. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
2. Иаков Алфеев - правая рука на плече Андрея: он согласен с ним. Он принимает слова Христа.
3. Андрей - поднятые ладони на уровне груди: «Кто же предатель?» Взгляд скосил на нож.
4. Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия.
5. Петр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает Иоанна. В правой руке нож - он готов убить предателя.
6. Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече.
7. Фома в проеме двери на светлом фоне. Правая кисть сжата, указательный палец вверх: «Бог не допустит такого преступления».
8. Иаков Зеведеев с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним.
9. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: «Верь мне, с моей стороны это невозможно».
10. Матфей - обе руки принимают слова Христа и взглядом спрашивает у Симона: «Разве возможно то, что он говорит?».
11. Иуда Фаддей правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает Симона.
12. Симон, обе ладони направлены на Христа, - он возвращает его слова назад: «Это невозможно!»

О. В. Кириллова
Продолжение следует

Анализ композиции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Часть 1

Опубликовано 10.03.2021 17:57 | Просмотров: 1395 | Блог » RSS