28.08.2019 20:58

Актуальный образ русского человека: опыт самоанализа. Часть 2

Актуальный образ русского человека: опыт самоанализа. Часть 2

Наиболее популярными положительными чертами русского среди респондентов оказались качества, относящиеся к группе личностно ориентированных качеств: надежность (33,7%); смекалка (32,5%). В качестве социально ориентированных черт респондентами было выбрано следующее качество: гостеприимность и щедрость (32,4%). Говоря о категории абстрактных качеств, респондентами было выбрано следующее: патриотизм и любовь к Родине (36%). В качестве заявленных конкретных качеств, респондентами были выбраны: смелость (30,4%), хладнокровие и сдержанность (35%).

На наш взгляд популярность определенных черт связана с наследием русского фольклора, а именно с поговорками, в которых упоминаются щедрость, смелость и любовь к своему отечеству. Например, «Голь на выдумки хитра», «Смелость города берёт», «Любовь к Родине сильнее смерти», «Что есть в печи, всё на стол мечи» и пр.

Как следует из ответов респондентов, наиболее часто были отмечены личностно-ориентированные, конкретные качества, которые проверяются на практике. На наш взгляд, это связано с тем, что личностно ориентированные и конкретные качества наиболее часто проявляются в повседневной жизни, к тому же, можно проверить их присутствие практическим методом.

Относительно категории абстрактных черт, то следует отметить, что выявление таких качеств как патриотизм, является, несомненно, более сложным и тонким делом. Подобные качества сложно выявить и измерить, сложно оценить их подлинность. Говоря же в целом, о популярности этих черт, можно сказать, что таким образом характеризуют русских не только они сами, но и представители других национальностей, что свидетельствует о достоверном присутствии перечисленных качеств.

Наряду с положительными, мы просили назвать участников опроса отрицательные качества, присущие русскому.

Перечисленные варианты ответов также были условно поделены нами на две группы:
I. С точки зрения направленности качеств:
1) личностно ориентированные качества пьянство, хитрость, смекалка.
2) социально ориентированные качества продажность и корыстолюбие, хулиганство, легкомысленность и инфантильность.

II. С точки зрения конкретности качеств:
1) конкретные качества (легко проверяемые на практике), например, лень, грубость, мотовство.
2) абстрактные качества флегматичность и безразличие ко всему происходящему, инертность.

В данном случае мы получили следующие результаты: пьянство (57,6%); продажность и корыстолюбие (35,6%); лень (33,4%); флегматичность и безразличие ко всему происходящему (33%).

М. Батталова
Продолжение следует

Актуальный образ русского человека: опыт самоанализа. Часть 2

Опубликовано 28.08.2019 20:58 | Просмотров: 483 | Блог » RSS