20.03.2024 16:51

Актуальные проблемы систем дистанционного обучения на примере системы «Moodle»

Актуальные проблемы систем дистанционного обучения на примере системы «Moodle»

Аннотация. В статье рассматриваются основные технические и функциональные недостатки систем дистанционного обучения на примере системы «Moodle», а также применимость данных систем для организации процесса обучения в учебных заведениях. Сформулированы основные требования к подобным системам.
Ключевые слова: дистанционное обучение, платформа, Moodle, программное обеспечение, разработка, модульность, язык программирования, система.

В настоящий момент идеология дистанционного обучения набирает всё большие обороты. Множество учебных заведений по всему миру постепенно переходят на данный вид обучения, так как он помогает экономить время, как преподавателей, так и самих студентов. Этому способствует развитие технического оснащения университетов и самих обучающихся: практически у каждого есть телефон, планшет или персональный компьютер – устройство, имеющее доступ в интернет.

Немалую роль в развитии данного вида получения знаний играют платформы дистанционного обучения, которые организуют весь процесс обучения: от чтения лекций до сдачи лабораторных работ или практических экзаменов. Самые популярные из них: «Moodle», «Blackboard», «WebCT». Но, к сожалению, все эти системы имеют общие недостатки и недоработки, которые не позволяют эффективно использовать весь функционал данных платформ. Рассмотрим систему «Moodle» и разберем, как она устроена и какие имеет преимущества и недостатки.

«Moodle» – система управления курсами – веб-приложение для создания сайтов
дистанционного обучения. Основные достоинства системы:
1. свободно распространяемое программное обеспечение;
2. масштабируемость платформы;
3. широкий функционал;
4. наличие технической документации.

Основной недостаток системы заключается в её модульности. Платформа является модульной, а значит, структура таблиц базы данных тоже является таковой. Для каждого модуля используются свои таблицы, которые могут быть связаны только с основными таблицами системы. К примеру, для работы стандартной подсистемы ролей используется девять таблиц. Чтобы повлиять на работу данной подсистемы, необходимо разобраться в каждой из них, а число таких подсистем в «Moodle» может достигать больших значений. Данный недостаток неизбежно приводит к избыточности и большому объему таблиц, в которых сложно разбираться. Зачастую большая часть таблиц не используется.

Проблема модульности касается и организации файловой структуры проекта: трудно в нём ориентироваться и понимать, как работают отдельные модули. Именно поэтому становится сложнее разрабатывать новые и улучшать существующие, сопряженные с основной функциональностью платформы «Moodle». В связи с этим система становится тяжеловесной, начинает потреблять всё больше ресурсов, что неизбежно приводит к замедлению её работы.

Существует ряд дополнительных недостатков, связанных с языком программирования «PHP», на котором разработана система «Moodle»:
1. свободная типизация данных, которая ведет к появлению ошибок и избыточности программного кода;
2. ошибки в коде могут привести к неработоспособности всего приложения;
3. низкий порог входа, из-за чего создаются некачественные модули и библиотеки;
4. язык не подходит для создания крупных платформ;
5. затруднена отладка приложения.

Все перечисленные недостатки относятся только к технической части системы. Рассмотрим функциональную составляющую. В первую очередь стоит обратить внимание на то, что платформа «Moodle» ориентирована на западную модель обучения, а именно на модель открытых университетов. Она подразумевает, что слушатели, т.е. студенты, подписываются на определенные курсы и организуют группы слушателей. Таким образом, состав группы не является одинаковым для всех курсов, а может меняться в зависимости от курса. Данную проблему можно решить в рамках системы «Moodle», но только с применением некоторых обходных методов. Также в системе отсутствует основополагающее понятие «семестр» и нет такой роли пользователя, как «деканат». Это те понятия, которые должны присутствовать в рамках обучения в высшем учебном заведении.

Система «Moodle» развивается уже более десяти лет, соответственно, появилось множество новшеств, которые предназначены для настройки системы под любые нужды. Но в этом и кроется ещё один отрицательный фактор. Огромное количество настроек не только мешает администратору правильно сконфигурировать систему, но и вводит в заблуждение пользователей. Например, преподавателю нет никакой необходимости указывать, каким может быть максимальный размер загружаемого файла: это обязанность администратора.

Исходя из всех рассмотренных недостатков системы, можно сделать вывод, что она не идеальна и в ней кроется большое количество проблем. Следовательно, поднимается вопрос об актуальности разработки такой системы дистанционного обучения, которая отвечала бы всем требованиям современного учебного заведения. Безусловно, к новой платформе должны предъявляться высокие требования по надежности, скорости и безопасности, а основными характеристиками должны стать:
1. интуитивно понятный интерфейс;
2. применение терминологии высшего учебного заведения;
3. наличие только необходимых подсистем для организации процесса обучения;
4. наличие таких возможностей, как управление информацией о посещаемости лекций, практик, а также оценка за данные виды деятельности;
5. простая архитектура приложения.

В заключение можно сказать, что в настоящий момент общеизвестные системы дистанционного обучения не отвечают требованиям организации качественного процесса обучения в современных учебных заведениях в полной мере. Поэтому встает вопрос об актуальности разработки такой системы, которая была бы реализована с применением современных технологий и методов разработки приложений, а также удовлетворяющей всем требованиям организации процесса обучения.

С. С. Беляев, А. Ю. Казаков

Актуальные проблемы систем дистанционного обучения на примере системы «Moodle»

Опубликовано 20.03.2024 16:51 | Просмотров: 69 | Блог » RSS


Рекомендуем: