20.05.2022 21:51

Адаптивная фитнес программа для повышения уровня физической подготовленности у спортсменов с пода

Адаптивная фитнес программа для повышения уровня физической подготовленности у спортсменов с пода

Аннотация. Рассматриваются проблемы общей физической подготовки лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в системе адаптивного фитнеса. На основе изучения научно-методической литературы и исследовании исходного уровня физической подготовленности лиц с ПОДА, была составлена методика общей физической подготовки спортсменов с инвалидностью.

Ключевые слова: Фитнес программа, поражение опорно-двигательного аппарата, уровень физической подготовленности.

Актуальность. В наше время проблема физической подготовленности в адаптивном спорте изучена недостаточно. В первую очередь у лиц с ПОДА, в связи с наличием огромного количества заболеваний, данный вопрос является особо актуальным. Наша методика направлена на улучшение уровня физической подготовленности у девушек с ПОДА посредством адаптивного фитнеса.

Цель работы – разработка эффективной методики физической подготовки для девушек с ПОДА.

Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по средствам, формам и методам адаптивного фитнеса, а также их применению со спортсменами, имеющими нарушения ОДА.
2. Определить исходный уровень функционального состояния и уровень развития физических качеств спортсменов.
3. Разработать и экспериментально проверить методику адаптивного фитнеса для повышения уровня физической подготовленности у спортсменов с поражением ОДА.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов и методик, позволяющих получить информацию об уровне развития физических качеств спортсменов с ПОДА.

В нашем исследовании принимали участие спортсмены 16-18 лет, имевшие такие диагнозы, как ампутации верхних конечностей с сохранным локтевым или лучезапястным суставом, ампутации нижних конечностей с сохранным коленным суставом, а также параличи и парезы нижних конечностей, и некоторые из них имели сопутствующие заболевания: нарушения осанки – сколиоз, плоскостопие, тугоподвижность в суставах и мышечные контрактуры.

Экспериментальную группу «ЭГ» составили 5 девушек, в состав контрольной группы «КГ» вошли также 5 девушек, все 10 человек занимаются различными видами адаптивного спорта.

На основании анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана методика адаптивного фитнеса, в которой были учтены все имеющиеся нарушения испытуемых, и которая включала в себя воспитание физических качеств, как в спортивном и тренажерном зале, так и в бассейне, а также использовались спортивные игры, дыхательные и коррекционные упражнения.

«КГ» занималась только в спортивном зале и в бассейне, «ЭГ» занималась в спортивном, тренажерном зале и в бассейне.

Занятия в «ЭГ» и «КГ» проводились 4 дня в неделю. Продолжительность занятий для обеих групп составляла: 45 минут ОФП
в зале и 1 час – тренировка на воде.

По окончании эксперимента нами была выявлена положительная
динамика показателей физической подготовленности у испытуемых
экспериментальной группы (рис.1 и табл.1.) Рисунок 1. Изменения типа реакции на нагрузку в обеих группах до и после эксперимента.

Исходя из данных, представленных на рис.1., следует отметить, что в «ЭГ», после применения нашей методики, 2 человека, имеющих ступенчатый тип реакции, показали нормотонический тип реакции, а в «КГ», 1 человек, имеющий гипотонический тип реакции, показал ступенчатый, но нормотонический никто из них не показал.

Таблица 1 – Сравнительные результаты изменения показателей уровня физической подготовленности «ЭГ» (n=5) и «КГ» (n=5) до эксперимента и после

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение специальной методики адаптивного фитнеса на основе применения средств физической подготовки, коррекционных и дыхательных упражнений оказывает положительное влияние на уровень физической подготовленности спортсменов с нарушениями ОДА, тем самым способствуя улучшению спортивного результата.

Литература
1. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов. – М.: Издат. центр «Академия», 2005.
2. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л. Ганчар. – Ч. II: Учебник. – Одесса: Друк, 2006. –696 с.
3. Мосунов Д. Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учеб. пособие / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин. – М., 2002

ADAPTIVE FITNESS PROGRAM TO ENHANCE PHYSICAL FITNESS LEVEL IN ATHLETES WITH LESIONS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Abstract. Discusses problems of General physical training of persons with lesions of the musculoskeletal system in adaptive fitness. Based on the study of scientific and methodological literature and research initial level of physical fitness of athletes with lesions of the musculoskeletal system, was drafted methodology for General physical training of athletes with disabilities.

Key words: Fitness program, the defeat of the musculoskeletal system, the level of physical fitness.

Елисеева А.А., студентка 4 курса
Рубцова Н.О., кандидат педагогических наук, профессор,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет
физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Адаптивная фитнес программа для повышения уровня физической подготовленности у спортсменов с пода

Опубликовано 20.05.2022 21:51 | Просмотров: 679 | Блог » RSS