25.12.2019 11:10

Взаимоотношения между мальчиками и девочками в контексте воспитания мужчин

Взаимоотношения между мальчиками и девочками в контексте воспитания мужчин

Воспитание из мальчика мужчины начинается с рождения, но особо благодатными для полоролевой идентификации являются периоды, когда дети включаются в межполовые отношения с ровесниками в детском саду и в школе. Формирование межличностных отношений мальчиков и девочек, их влияние на гендерную самоидентификацию и на освоение мужской роли социального поведения мальчиками младшего школьного возраста - основные вопросы нашего исследования.

Автор книги «Мальчик и девочка» Гарри Янес характеризует женственность как особое женское обаяние, которое складывается из душевной мягкости, нежности, доброты, участливого отношения к окружающим. Мужественность - как умение отвечать за свои поступки, прямоту, смелость, сдержанность, внутреннюю силу, от которой проистекает уверенность в себе и самодисциплина. Девочки, считает Янес, облагораживающе действуют на мальчиков.

Становление мужских начал у мальчиков в условиях современной общеобразовательной школы процесс не простой. Согласно действующим образовательным стандартам, результатом образования должна стать самоидентификация личности. В личностном росте ребенку нужен определенный ориентир в идентификации, в том числе и в отношении гендерной самоидентификации. В школе таким ориентиром является учитель. Девочкам в этом вопросе повезло: все учителя, за исключением двух-трех, - женщины. А вот мальчикам сложнее, т. к. в нашей «женской» школе им практически не с кем себя идентифицировать. Многие современные мальчики не имеют непосредственных примеров - образцов мужского поведения в своих семьях, в ближайшем окружении. Они невольно перенимают черты женского характера, что не совсем правильно, если мы говорим о традиционном воспитании мужчин.

По мнению исследователей (например, З. А. Хоткина - кандидата экономических наук, сотрудника Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, эксперта ООН по гендерному равенству) в настоящее время в обществах цивилизованных стран происходит смена традиционного содержания гендерных ролей - оно становится все более унифицированным. Российские педагоги-исследователи Григорий Бреслов и Борис Хасан, отмечают, что отставание мальчиков в физиологическом развитии приводит к тому, что с 4-5 класса в школе начинают доминировать девочки, но, несмотря на главенствующее положение девочек в классе, учителя требуют от мальчиков «рыцарственного» отношения к слабому полу.

Педагогическая практика в начальном классе одной из школ Петрозаводска, во время которой было запланировано проведение опытно-практической части исследования, пришлась на благодатный, с точки зрения данной проблематики, период празднования 23 февраля и 8 марта. В нашей стране 1-й принято считать «мужским», а 2-й - «женским» праздниками. Эти социальные события актуализируют гендерные роли: возникает особый интерес, создаются ситуации для их апробации и исполнения. Внеурочные мероприятия, посвященные этим датам, - игра-викторина, концерт художественной самодеятельности школьников - стали естественными условиями для проявления, уточнения и освоения гендерных ролей, для формирования адекватных полоролевых отношений в классе. После организации и проведения этих мероприятий мы пришли к следующим выводам:
- Мальчики данного класса хотели бы соответствовать правилам своей гендерной роли.
- Гендерная роль никем не может быть навязана (даже учителем), ее нужно осознать и принять как мальчикам,так и девочкам.
- Педагогу нельзя отдавать предпочтения ни мужской, ни женской роли. Все должно быть основано на равенстве полов, недопустимо любое ущемление умственных и/или физических качеств по половому признаку.

Наблюдения за учащимися школьного класса позволили зафиксировать два варианта полоролевых межличностных отношений:
1) доминирование одного из полов (девочек)
2) паритет обоих полов.

В ходе работы с детьми исследователю удалось, в какой-то степени, исключить доминирование девочек и содействовать развитию гендерных отношений на принципах равенства и взаимного уважения.

К. С. Феклина

Взаимоотношения между мальчиками и девочками в контексте воспитания мужчин

Опубликовано 25.12.2019 11:10 | Просмотров: 660 | Блог » RSS