21.11.2019 23:03

Проблема обеспечения мотивации в процессе обучения иностранному языку в старших классах

Проблема обеспечения мотивации в процессе обучения иностранному языку в старших классах

Сегодня все больше возрастает роль иностранного языка во всех сферах деятельности человека. Следовательно, проблема мотивации при изучении иностранных языков в наши дни актуальна, как никогда. Особенно это касается немецкого языка, ведь все больший процент учащихся предпочитает изучать английский язык в силу его большей популярности.

Мотивация - это главное условие успешного продвижения в любой деятельности. В начале изучения иностранного языка большинство учащихся имеют довольно высокий уровень мотивации. Но, спустя определенный период времени, школьники сталкиваются с первыми трудностями. Ведь для достижения наилучших результатов работа над изучением языка должна вестись упорно и систематически. Но не получив мгновенного результата, школьники постепенно теряют интерес, снижается успеваемость, а, следовательно, снижается уровень мотивации.

Таким образом, главной задачей учителя является поддержание того первоначального уровня мотивации, с которым учащиеся приступали к процессу обучения.

Множество исследователей занимались проблемой мотивации, данное понятие трактовалось в контексте различных научных областей. Проанализировав имеющуюся литературу, автор данной работы, пришел к выводу, что наиболее точным определением данного явления будет: мотивация - это система побуждающих к действию импульсов, направляющих учебную деятельность на более глубокое изучение иностранного языка.

Существует множество классификаций понятия «мотивация». Наиболее распространенная выделяет два типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация обусловлена внешними обстоятельствами, т. е. человек ориентирован на внешний результат, на похвалу, награду и т. д. Внутренняя же связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Человеку, мотивированному внутренне, не нужна похвала и награда, он получает удовольствие от самой деятельности. Похвала или награда могут лишь усилить внутреннюю мотивацию.

Также можно разделить мотивацию на положительную или отрицательную. Первый тип основан на положительных стимулах, второй же - на желании избежать негативных последствий.

При выборе приемов повышения мотивации необходимо учитывать возрастные особенности данной группы. Для учащихся старшей ступени характерен поиск смысла жизни, построение планов на будущее. Здесь наблюдается стремление к получению высшего образования, а затем к поискам интересной работы.

Существует множество факторов, которые влияют на формирование учебной мотивации. В первую очередь это личность учителя и взаимоотношения с ним. Учитель должен представлять собой яркую личность, заинтересованную собственным предметом. Ведь отношение учителя автоматически передается учащимся. И непременное условие - собственная высокая внутренняя мотивация учителя.

Чрезвычайно важна атмосфера, царящая на уроках. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и уважения. Учащиеся должны чувствовать себя свободно, не бояться совершить ошибку. Интерес и радость должны быть главными эмоциями, присутствующими на уроке. Сюда же относится оформление и оборудование кабинета.

Те материалы и упражнения, которые используются на уроках, должны быть посвящены интересным и актуальным для школьников темам. Нужно предусматривать различные формы работы, создавать разного рода проблемные ситуации и позволять учащимся решить эти ситуации самостоятельно.

И, наконец, следует упомянуть такой фактор, как личностно-ориентированный подход. Грамотный учитель ориентирует цели не на усредненные общественные показатели, а на индивидуальные возможности каждого ученика. И по этим же индивидуальным целям он оценивает каждого учащегося.

Что касается конкретных мотивирующих приемов, то здесь существует множество возможностей, однако наиболее признанными являются: ролевая игра, проектная деятельность, дискуссии и активная внеклассная деятельность. Несомненное преимущество этих приемов то, что все они помогают создать условия реального общения на иностранном языке. Данные виды деятельности развивают интерес к изучению немецкого языка, а, следовательно, повышают уровень мотивации. Внедрение этих приемов способствует активизации речемыслительной деятельности учеников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мыслей с правильным использованием в речи грамматических конструкций.

Параллельно с использованием вышеперечисленных приемов необходимо расширять кругозор учащихся посредством знакомства с фактами о Германии, о немецком языке, которые повышают престиж немецкого языка.

М. И. Романова

Проблема обеспечения мотивации в процессе обучения иностранному языку в старших классах

Опубликовано 21.11.2019 23:03 | Просмотров: 491 | Блог » RSS