24.05.2023 16:31

Приемы работы с понятийным аппаратом по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Часть 1

Приемы работы с понятийным аппаратом по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Часть 1

Аннотация. Автором проанализированы известные в педагогике приемы работы над понятийным аппаратом, произведен отбор и модификация приемов применительно к дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Представлены результаты апробации на занятиях по диcциплине.
Ключевые слова: понятие, определение, понятийный аппарат, дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Современные тенденции развития высшего образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Создание единого образовательного пространства, переход на ФГОС нового поколения, реализация компетентностного подхода, обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса.

Преподавателям необходимо целенаправленно овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами [2]. Большинство приемов работы с понятийным аппаратом – являются интерактивными формами обучения.

В преподавании любой дисциплины важнейшей частью является работа над понятиями, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем, нельзя работать над научным содержанием образования без знания определяющих его терминов. Терминологические проблемы имеют место быть почти на каждом занятии. Познавательный интерес активизирует умственную деятельность, направленную на поиск и усвоение знаний. Как этого добиться? В этом большую помощь оказывает организованная работа над понятиями.

Каждая наука имеет собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины [2]. Совокупность знаний дисциплины: «Возрастная физиология, анатомия и гигиена» формировалась и накапливалась в длительном процессе развития таких наук как: медицина, анатомия, физиология и санитария [3].

Цель данного исследования — выявить приемы работы над понятийным аппаратом, отобрать подходящие для изучения дисциплины «Возрастная физиология, анатомия и гигиена», спроектировать и апробировать варианты их использования на занятиях.

В качестве исходного материала в работе использован набор приемов работы с понятийным аппаратом, собранных и разработанных Т. А. Бабаковой для дисциплины «Педагогика», а именно: выделение (нахождение) понятий в тексте, определение понятий (составление определений понятий), написание синквейна, составление тезауруса по проблеме, составление кроссворда, составление кластера, «Алфавит», составление терминологического лото, дидактическая игра «Педагогическое лото», терминологический диктант, составление программированных заданий, выполнение программированных заданий, графическое представление понятия, пантомимическое представление понятия, решение педагогических задач (ситуаций), инфографика, написание литературного произведения (в любом жанре), включающего основные понятия темы, и другие [1]».

Каждый из названных приемов работы над понятийным аппаратом достаточно интересен и подходит для применения в преподавании многих учебных дисциплин в высшей школе, в том числе и по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене».

На занятиях по дисциплине: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» были апробированы в работе со студентами 2 курса, очного отделения, института физической культуры, спорта и туризма, направления подготовки: «Безопасность жизнедеятельность и физическая культура», а также со студентами 1-го курса, заочного отделения, института педагогики и психологии, направления подготовки: «Начальное образование». Всего 39 человек. После применения методических разработок по использованию приемов работы над понятийным аппаратом на занятиях в студенчески группах, было проведено анкетирование студентов на предмет эффективности и целесообразности приемов работы над понятийным аппаратом дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Данные анкетирования студентов были обработаны, высчитаны средние значения, определены процентные соотношения.

О. Е. Смирнова
Продолжение следует

Приемы работы с понятийным аппаратом по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Часть 1

Опубликовано 24.05.2023 16:31 | Просмотров: 213 | Блог » RSS