21.11.2019 23:05

Комплекс упражнений для обучения письменной речи на старшей ступени средней школы

Комплекс упражнений для обучения письменной речи на старшей ступени средней школы

Затронутая проблема обучения письменной речи на старшей ступени обучения актуальна для современной школы, в которой, к сожалению, мало времени уделяется обучению письменной речи, в результате чего учащиеся не владеют ею на необходимом уровне, хотя раздел «Письмо» входит в ГИА и ЕГЭ. Коммуникативные цели обучения, предполагающие овладение иностранным языком как средством общения, в большинстве случаев не реализуются на практике. Целью нашего исследования явилась разработка комплекса упражнений для успешного обучения письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку. Основная теоретическая гипотеза нашего исследования заключалась в следующем: развитие умений письменной речи на уроке английского языка на старшей ступени обучения будет эффективным, если разработать специальный комплекс упражнений и систематически выполнять их на уроке и в качестве домашнего задания.

Основные задачи нашего исследования состояли в рассмотрении понятие иноязычной письменной речи; изучении психологических и лингвистических особенностей иноязычной письменной речи; раскрытии основных целей и содержания обучения иноязычной письменной речи на старшей ступени средней школы; рассмотрении путей и средств формирования иноязычной письменной речи на старшей ступени средней школы; анализе УМК для обучения английскому языку на старшей ступени средней школы; разработке комплекса упражнений для развития письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку; описании практического использования комплекса упражнений на старшей ступени обучения английскому языку.

В ходе анализа уровня владения письменной речью обнаружилось, что учащиеся не владеют письменной речью на должном уровне. Учащиеся допускали грамматические, лексические и синтаксические ошибки. При проведении практического исследования ведущая роль была отдана тренировочным упражнениям на развитие умений письменной речи. Ученикам систематически в течение двух месяцев были предложены различные задания такие, как написание неформального письма, формального письма, задания на словообразование, написание отзывов и эссе. В нашей практической деятельности акцент был сделан на написание неформального письма. Написание письма - форма упражнения, носящая полифункциональный характер. Таким образом, успешное обучение написанию неформального письма способствует совершенствованию умений письменной речи, конечным результатом которого является выполнение первой письменной части ЕГЭ по английскому языку, которое состоит в написании личного письма.

Процесс обучения написанию неформального письма был начат с ряда речевых упражнений. Ученикам были предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ. Учащиеся делали анализ текстов писем, давали характеристику их авторов, определяли характер письма (письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением, предложением), анализировали средства изложения мыслей в письмах, средства перехода от одной мысли к другой, ключевые слова и опорные фразы.

На завершающем этапе работы обучающимся предлагалось составить неформальное письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определенному вопросу в расчете на конкретного адресата. На протяжении практического исследования велся систематический анализ индивидуальных ошибок учащихся, подбор индивидуальных упражнений, анализ личного прогресса. Проведенная экспериментальная работа дала хорошие результаты, которые были подтверждены высоким баллом, набранным учащимися на пробном ЕГЭ по английскому языку за часть C1. Наблюдая прогресс развития умений письменной речи, можно утверждать, что нам удалось подтвердить гипотезу о том, что обучение письменной речи учащихся будет эффективнее, если создать специальный комплекс упражнений, который будет выполняться регулярно, с анализом индивидуальных ошибок. Каждый тип письменных упражнений требует отдельной отработки на уроке и в качестве домашнего задания. Нами было разработан ряд письменных языковых и речевых упражнений, которые могут быть применены в обучении старшеклассников письменной речи.

В. В. Русских

Комплекс упражнений для обучения письменной речи на старшей ступени средней школы

Опубликовано 21.11.2019 23:05 | Просмотров: 505 | Блог » RSS