09.07.2019 17:00

Является ли кинематограф живым искусством?

Является ли кинематограф живым искусством?

  • 1 Живое искусство
  • 2 Сущность кино
  • 3 Экранная жизнь

  • Кино - самое новое из искусств, появившихся на Земле (в 1895 г. братья Люмьер запатентовали аппарат для записи движущегося изображения). За 100-летнюю историю кино стало одним из важнейших искусств в мире. Кроме того, посредством кинематографа можно существенно влиять на людей и даже манипулировать ими. К. Э. Разлогов в книге «Планета кино» пишет, что кино стало ведущим средством распространения массовой культуры. Его ближайшими родственниками и предшественниками можно считать балаган, цирк, мюзик-холл, театральные фарсы. Первые развлекательные фильмы, составлявшие основу репертуара ярмарочных представлений, были популярным народным развлечением [2, с. 13]. Сегодня кинематограф находится наравне с другими видами искусства. Но можно ли его назвать живым искусством?

    Живое искусство


    «Живое искусство» подразумевает то, что человек может создавать произведение без вмешательства техники. Зародившись в каменном веке, когда для создания рисунков в пещерах человеку не требовались искусственные технологии, в течение последующих тысячелетий искусство оставалось неподвластным им. Но к началу XX в. технический прогресс и развиваемые им технологии стали менять формы и методы работы над произведениями. Появление кино обусловлено развитием естественных наук (особенно оптики и механики), изобретением различных видов техники, машинной индустрии. И возникновение кино как нового вида искусства, основанного исключительно на техническом прогрессе, изменило культуру.

    Сущность кино


    Сущность кино - синтетическая. Оно включает в себя все другие виды искусства: игру актёров и мизансцену из театра, драматургию из литературы, звуки из музыки, объём и пространство из архитектуры. Совмещая всё это, кино создаёт совершенно новое произведение. Но это произведение (продолжаем рассуждать) - кинофильм - нельзя назвать физически живым. Дело в том, что для того, чтобы стать фильмом, нечто должно быть записано с помощью техники на плёнку или в цифровой формат на флеш-карту. По сути, это просто последовательность единиц и нулей, это набор пикселей разного цвета, закодированный на цифровой носитель, который даже воспроизвести и показать нельзя без технических средств. Обычно бывают нужны компьютер, проектор, экран. Другие же виды искусств не требуют никакой техники (если не принимать во внимание современные веяния использования информационных технологий в искусстве): создавать музыку человек может даже с помощью одного своего голоса, скульптору не нужен компьютер, чтобы высекать из камня фигуры, актёру и режиссёру не нужно записывать спектакль на плёнку, они могут ставить и играть пьесы в любое время и в любом месте.

    Кино, используя другие искусства, вбирает в себя саму суть их. Оно берет ощущение правды от актерской игры, гармонию души от музыки, восприятие мира объёмным от архитектуры. Оно берет всё живое и, перевоплощая сущность всего живого с помощью мертвой техники, вдыхает жизнь в экранное произведение. Подобно тому, как мультипликатор оживляет свои рисунки или неподвижных кукол, режиссёр фильма животворит своё кино: персонажи начинают действовать, мир - существовать самостоятельно.

    Экранная жизнь


    Безусловно, эта экранная жизнь невозможна без зрителя, без его желания и умения увидеть, услышать, понять, без его умения воспринимать посыл автора и реагировать на него. Зритель, смотря последовательность цветных пикселей, пропускает её через свой внутренний мир, формирует на основе рефлексии определённое отношение к фильму, переживает те или иные эмоции. Он начинает сопереживать героям, примерять сложившиеся ситуации к своей жизни, в конце концов он начинает жить в придуманном режиссером мире. Только для заинтересованного, вдумчивого, ищущего, восприимчивого зрителя кино становится абсолютно живым, «документальность и достоверность кинематографа предоставляют ему изначально выгоду, обеспечивают ему большую реалистичность, чем та, которой довольствуются другие виды художественного творчества [1]. После просмотра фильма у человека формируется ощущение наполненности. Такое же ощущение, как после просмотра спектакля, слушания музыки и посещения выставки.

    Самая главная цель любого искусства - это проникновение в душу человека. И этой цели кино добивается наравне со всеми другими искусствами. А это значит, что при всей своей зависимости от техники, кино остается настоящим живым искусством.

    Литература
    1. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt. - Проверено: 12.03.19.
    2. Разлогов, К. Э. Планета кино Текст] / К. Э. Разлогов. - Москва: Эксмо, 2015. - 408 с.

    Овчинникова Е. А.

    Является ли кинематограф живым искусством?

    Опубликовано 09.07.2019 17:00 | Просмотров: 905 | Блог » RSS