09.07.2019 16:50

Фрактальный подход к рассмотрению феномена стресса в контексте философско-культурологической проблематики

Фрактальный подход к рассмотрению феномена стресса в контексте философско-культурологической проблематики

Рассмотрение культуры и происходящих в ней процессов через призму современных концепций дает возможность лучшего понимания и описания происходящих в ней взаимодействий. Одной из проблем понимания феномена стресса и совладания с ним в контексте философско-культурной проблематики является описания связи стратегий стресс-совладания различных уровней - индивидуальном, групповом и массовом. Фрактальный подход, наш взгляд, позволяет не только построить модель стратегий стресс-совладания, но и прогнозировать развитие взаимодействий этих стратегий.

Термин «фрактал» был предложен Б. Мандельбротом и определен им как «структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобные целому» [1, с. 19]. Это означает что, рассматривая в увеличении элементы фрактальной структуры, мы обнаружим идентичные или похожие конфигурации (физические или ментальные), которые наблюдались у структуры в целом. Таким образом, как отмечает Е. В. Николаева, «любой самоподобный фрагмент фрактальной конструкции репрезентирует целое, «разворачивая» из себя весь комплекс значений и форм, присущих собственно фракталу, как некой целостности» [2].

Большинство социокультурных процессов, в частности - культурная трансмиссия, носят черты стохастической фрактальности. П. Даунтон отмечает, что «культурный фрактал содержит конфигурации всех существенных характеристик его культуры» [3].

Говоря о разворачивании фрактальной структуры, можно предположить схожесть с ней разворачивания уровней используемых стратегий стресс-совладания - под влиянием принятых и одобряемых глобальной культурой правил и стилей поведения формируются предпочитаемые стратегии стресс-совладания социальных групп и субкультур (вплоть до антагонистических общепринятым). В полной мере их вариативность раскрывается на индивидуальном уровне, где каждый человек определяет самостоятельно пути выхода из стрессовой ситуации. При кажущемся большом разнообразии стратегий, выбор значительно ограничен и детерминирован, в том числе, доминирующим типом культуры, к которой принадлежит индивид (массовая, элитарная, традиционная, субкультура и др.).

А. Г. Маджуга с соавторами в границах глобальной культуры как фрактальной структуры выделили следующие типы [4]:
- фрактал синергетической культуры, состоящий из комплекса синергетических знаний и умений, идей, ценностей, мировоззренческих установок, способов познания, мышления, опыт творческой и практической деятельности. Эта плоскость понимания культуры позволяет выделить те элементы структуры, на основе которой складываются стратегии стресс-совладания.
- фрактал камертонной культуры - представляет собой строгую систему мировоззренческих, религиозных представлений, этических норм, эстетических и нравственных ценностей, органичных национальной культуре, составляющих ее идеальное ядро. Эта плоскость понимания культуры позволяет проследить становление стратегий стресс-совладания и рассмотреть их «созвучие» определенным национально-культурным образованиям.
- фрактал эмоциональной культуры предстает совокупностью средств повышения степени рефлексивной саморегуляции субъектом эмоционально-аффективной сферы собственной психики, а также партнеров по общению [5]. Эта плоскость понимания культуры позволяет описать стратегии стресс-совладания как актуальные практики современности.

Стратегии стресс-совладания можно объединить в определенные стресс-сценарии, исходы которых можно рассматривать как отдельные паттерны с разными фрактальными размерностями, что позволяет говорить о мультифрактальном характере стресса в культуре.

Литература
1. Федер, Е. Фракталы / Е. Федер. - Москва: Мир, 1991. - 254 с.
2. Николаева, Е. В. К типологии фракталов в теории культуры / Е. В. Николаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социологи, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. - № 1 (113). - С. 226-232.
3. Downton, P. Ecopolis - architecture and Cities for a Changing Climate // Springer Press. 2008. P. 28
4. Маджуга, А. Г. Взаимосвязь синергетической, камертонной и эмоциональной культуры личности: фрактально-резонансный подход / А. Г. Маджуга, И. А. Синицина, Р. Р. Гильванов, В. А. Мельников // Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 114-120.
5. Казанцева, Г. Н. Формирование и развитие эмоциональной культуры студентов / Г. Н. Казанцева; Стерлитамак. филиал Башкир. гос. ун-та. - Стерлитамак: [б.и.], 2014. - 193 с.

Крюков С. Н.

Фрактальный подход к рассмотрению феномена стресса в контексте философско-культурологической проблематики

Опубликовано 09.07.2019 16:50 | Просмотров: 876 | Блог » RSS