06.07.2019 13:50

Художественный образ и выразительные средства классического танца

Художественный образ и выразительные средства классического танца

Создание художественного образа - это процесс, без которого ни один вид искусства не может существовать. Образ в театральном искусстве транслирует реальный мир зрителю. Создание образа происходит посредством драматургического действия, что предполагает действия героя, передачу его эмоционального состояния, многократно усиленные и поддерживаемые светом, тенью, музыкой, декорациями. Все на сцене работает на создание образа. Причем разные режиссеры могут по-разному передать один и тот же сюжет, создавая на сцене совершенно разные образы, казалось бы, давно знакомого героя. Так, например, разнятся постановки «Гамлета» в прочтении режиссеров Робера Лепажа и Николая Акимова. Первый проецирует зрителям виртуальное приключение, на сцене для этого созданы как бы дополнительные экраны - вынесен куб, грани которого и передают дополнительные картинки зрителям. Н. Акимов более придерживается традиционного образа Гамлета - печального, погруженного в свой внутренний мир.

Художественный образ и в литературе описывает жизнь человека; читатель проецирует его на свою собственную жизнь, размышляя о поступках героев в разных жизненных обстоятельствах. Тут уже никто не помогает читателю развертывать, додумывать авторский образ, наделять его особыми чертами по своему желанию. Верно замечает О. И. Марков, что «мир образов - есть мир чувственный, в процессе вызревания замысла должно происходить совпадение логического и образного мышления» [Цит. по: 1, с. 93]. Действительно, художественный образ - это субъективное восприятие объективной исторически конкретной действительности. И в этом процессе восприятия объективной действительности - воссоздания, передачи, восприятия, понимания и т. д. - участвуют и зритель, и режиссер, и автор, и балетмейстер, и хореограф, и актер, и танцовщик.

Балетмейстер, например, создавая образ в хореографическом произведении, отталкивается от задуманного сюжета, идеи, основывается на музыкальном материале. Музыка, безусловно, может значительно усилить эффект создаваемого образа. Образ, навеянный музыкальным произведением или сопровождением действия, должен соответствовать образу, который возникает в мыслях исполнителей; только в случае единой командной работы, единого видения сюжета и будущей постановки балетмейстером и артистами, создаваемый ими образ будет органичным и запоминающимся.

Главное для балетмейстера - создать условия для того, чтобы каждый артист, поняв его, смог воплотить задуманное в движении на сцене. Балетмейстер, в отличие от режиссёра драмы, сам сочиняет текст для своих героев и в его возможностях создать для действующих лиц такой текст, который бы способствовал раскрытию хореографического произведения. Образ персонажа может быть раскрыт не только в танцевальном тексте, но и во всей композиции танца, созданной на основе музыки.

При создании художественного образа балетмейстер применяет различные технологии хореографического творчества, методы анализа музыкального и драматического произведений (драматургия играет важную роль при создании образа), приемы построения динамичной сюжетной линии. Для того, чтобы создавать яркие, незабываемые образы, балетмейстер (и исполнители) должен обладать живым мышлением, фантазией, воображением, иметь широкий кругозор, быть способным видеть и находить необычные ассоциации в обычном (особенно в действиях и поступках, манерах поведения людей - во всем том, что может помочь создать правдивый образ и, главное, придать ему уникальность). Ростислав Захаров, например, в книге «Сочинение танца», в главе «Образ в балетном спектакле», пишет, что в театре образ - это характер человека плюс его отношение к действительности, которые предопределены драматургией.[1, с.45]. О. Л. Голубева, в свою очередь, пишет: «Создание образа - это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего зрителям свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве» [Цит. по: 2, с. 384].

Создание образа начинается с изучения исторического материала, литературно-художественных, в ряде случаев - мемуарных текстов, архивных. Некоторые балетмейстеры для вдохновения или с целью максимально полного погружения в атмосферу изучаемого периода знакомятся не только с музыкальными произведениями воссоздаваемой эпохи, но также с живописными работами, рисунками, графикой, скульптурой, архитектурой. Музыка отражает интонационный строй своего времени, поэтому она служит особой опорой для балетмейстера, а изобразительное искусство подсказывает пластический рисунок определенной эпохи и народа. «Лишь мысль призывает к действиям. Когда борятся чувства, переживания и сомнения, побеждает лишь одно из них и подчиняет себе всё нутро [1, с. 4]. При создании образа каждый балетмейстер отталкивается от своей приоритет¬ной группы источников. Вот они: музыка, живопись, литературные произведения и др. Можно привести много примеров, когда какое-либо произведение становилось основой для творчества балетмейстера: Б. Хмельницкий - хореографический номер «Запорожцы» - картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Или другой пример: балетмейстер М. Плисецкая - музыка Р. Щедрина - роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Выразительные средства, которые позволяют или/и помогают создать уникальный художе - ственный образ, следующие: жесты, мимика, позы, рисунок, сюжет, музыка, костюмы и т. д. Балетмейстер берет их на вооружение, чтобы создать запоминающийся образ. Нередко они настолько уникальны, что остаются на сцене на долгие годы.

Литература
1. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - Москва: Искусство, 1983. - 224 с.
2. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 938 с.

Гунько В. А.

Художественный образ и выразительные средства классического танца

Опубликовано 06.07.2019 13:50 | Просмотров: 752 | Блог » RSS