23.06.2019 10:25

Особенности развития дизайн-менеджмента

Особенности развития дизайн-менеджмента

Дизайн - не просто внешняя оболочка той или иной продукции/услуги; это эстетическое содержание и восприятие всего, что окружает человека/потребителя. Смысловой точкой этой индустрии является уникальность, эксклюзив является главным критерием для дизайнера. Всё должно быть креативно и нестандартно. Дизайн, будучи связующим звеном таких отраслей как реклама, архитектура, мода и др., является основой создания ценности бренда.

Одной из ключевых действий дизайнерских практик является дизайн-менеджмент - стратегия организации и управления эффективности творческой среды. Дизайн-менеджмент - совокупность управленческих дел, он включает все уровни бизнеса, начиная оперативным и заканчивая стратегическим. Дизайн-менеджмент является одним из условий получения прибыли, поскольку, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары.

Фирмы и агентства, работающие по системе «дизайн-менеджмент» отличаются ориентацией на рынок и конечного потребителя. В схему этих ориентаций входят:
- Сбор данных для выбора стратегической темы (продукта или товара);
- Сопоставление и определение единства совокупности различных идей;
- Исследование и экспериментирование возможностей творческой команды;
- Стимулирование идей различными инновациями;
- Анализ желаемого/ограничивающего/осуществимого;
- Изучение реакции пользователей и совершенствование продукции;
- Тестирование и запуск в широкий общественный контекст.

Если дизайн-принципы внедряются в стратегии и инновации, процент успеха возрастает в значительной степени. Для дизайнерских фирм важно уметь концентрироваться не на одной проблеме клиента, а решать весь спектр возникающих вопросов. Таким образом, появляются дизайн-мышление и методология, которую используют дизайнеры для решения сложных задач и нахождения желаемых решений для клиентов [2]. Дизайн-менеджмент связывает такие понятия как дизайн-мышление, технология, дизайн, маркетинг, бренд-менеджмент и корпоративное управление. Эта система направлена на чёткую деятельность компании (внутреннего и внешнего уровня).

Дизайн и маркетинг влияют на потребителей проектированием ощутимого результата. Дизайн-менеджмент как область управленческой деятельности пересекается с управлением операциями и стратегическим управлением. Дизайн в маркетинге - творческая деятельность, целью кото¬рой является определение формальных качеств промышленных изделий, в том числе внешних черт изделия, а также структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и с точки зрения изготовителя [3]. Управляющий по маркетингу - служащий компании, занимающийся анализом, планированием, претворением в жизнь намеченного и/или функциями контроля [1, с. 36].

Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении «качества жизни». Это понятие складывается из: качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров, качества физической среды и качества культурной среды. Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни - цель благородная, но признает, что качество измерить нелегко, а толкования его порой противоречивы. Цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворённости, а не максимально возможного уровня потребления [1, с. 30]. Конечно, следует опираться на идеи клиентов, полученных путём реальных экспериментов, а не просто из исследований маркетинга и данных статистики. Бренд-менеджмент управляет проектами и внедряет брэндинг.

Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов, верований и ценностных ориентиров, лежащих в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации: как работники решают ежедневные, связанные с их работой и жизнью, проблемы, как относятся к тому, что делает организация и что ещё должна сделать. Следует отметить, что организационную культуру нельзя насильно навязать членам организации, она должна быть сознательно приемлемой и разделяемой большинством. Недаром ее определили душой организации.

Корпоративное управление формирует структуру корпоративного контроля и систематизирует воздействие руководства компании на сотрудников. Процесс создания заказа от клиента должен иметь коллаборативный характер, то есть, создание проекта вместе с коллегами, а не выполнение его путём передачи идеи одного сотрудника всему коллективу. Должен работать метод «две головы лучше», чтобы можно было выбрать лучшее или скомбинировать несколько идей в одну концепцию.

Процесс восприятия товара-новинки состоит из пяти этапов.
1. Осведомленность (потребитель узнает о новинке, но не имеет о ней достаточной информации).
2. Интерес (потребитель стимулирован на поиски информации о новинке).
3. Оценка (потребитель решает, имеет ли смысл опробовать новинку).
4. Проба (потребитель апробирует новинку в небольших масштабах, чтобы составить более полное представление о ее ценности).
5. Восприятие (потребитель решает регулярно и в полном объеме пользоваться новинкой).
Из всего этого следует, что предлагающий новинку должен думать о том, как вести людей
от этапа к этапу [1, с. 149].

Дизайн востребован как культурная универсалия и технологическая возможность фиксирования новых культурных смыслов проектного творчества. Ряд исследователей считает, что смысл и метод дизайна состоит в способности моделирования целостного социально-культурного и индивидуального мира личности, в единстве его объективной реальности и субъективно переживаемых человеком ценностей. Значение проблематики метода дизайн-менеджмента в теоретическом/практическом аспектах определяется тем, что дизайн-деятельность может отвечать параметрам успешности, продуктивности при использовании универсальных методов как способа проектирования объектов дизайна. Какую же роль выполняет дизайнер? Он осуществляет моделирование социально-эстетической пространственной среды с помощью методик дизайна, включающих в себя методы, применяемые в различных областях науки и искусства, а именно: инженерии, кинематографе, эргономике, физиологии, социальной психологии, театре, архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и других.

Во всех этих областях науки и искусства необходимо различать чёткие грани между конкретным и абстрактным, локальным и глобальным, ведь в индустрии дизайна есть множество «подводных течений», из которых нужно уметь извлекать самое основное, тем самым создавать конкретную информацию не только для реальной, но и для потенциальной аудитории.

Литература
1. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Филип Котлер. - Москва: © Издательский дом «Вильямс», 2007 © Prentice-Hall, Inc., 1984. - 656 с.
2. Основные инструменты управления талантами [Электронный ресурс] // Talant Management: [сайт].
- URL: https://www.talent-management.com.ua/744-osnovnye-instrumenty-upravleniya-talantami/. - Проверено: 28.03.19
3. Комарова, Н. В. Теоретические основы менеджмента [Текст]: конспект лекций / Н. В. Комарова. - Москва : Доброе слово, 2005. - 64 с.

Галиева А. И.

Особенности развития дизайн-менеджмента

Опубликовано 23.06.2019 10:25 | Просмотров: 1103 | Блог » RSS