18.05.2019 13:30

Экология языка и коммуникативная практика (на материале англоязычного политического дискурса)

Экология языка и коммуникативная практика (на материале англоязычного политического дискурса)

Экология языка - это направление, которое исследует природные, социальные и культурные условия, необходимые для сохранения самобытности нации и ее языка. Однако задачи современной эколингвистики включают не только вопросы сохранения, но и обогащения, развития языка и изучения способов эффективной коммуникации, роли речевых практик и речевых произведений.

Язык является и инструментом познания окружающего мира, и средством воздействия на социальную, природную среду обитания. Таким образом, возрастает необходимость определения «экологичности» информационного, языкового, текстового окружения человека, а также гармоничности отношений между индивидуумом и информационной средой его обитания. Лингвистические критерии меры потребляемой информации, ее новизна и коммуникативная форма проявляются как значимые моменты построения коммуникативного пространства. В этой связи «информационная перегрузка», т.е. превышение количества полезной и объективно воспринимаемой аудиторией информации, является речевой агрессией, нарушающей лингвоэкологическую ортологию.

Говоря о политическом дискурсе, отметим, что политическая риторика всегда рассчитывает на положительный исход речевого события, стараясь соблюдать коммуникативную этику. Необходимо заметить то, что язык предвыборных кампаний часто соотносят с жанром рекламы, который обеспечивается выбором речевых тактик манипуляции и актуализации. Однако если в дискурсе рекламы не представляется возможным выявить личностные языковые характеристики автора, то анализ политического текста позволяет обнаружить субъективно-личностные языковые особенности адресанта.

Нашему исследованию подверглись материалы ежегодных итоговых выступлений бывшего лидера консервативной партии Великобритании Д. Кэмерона (2010-2015 гг.) с целью выявления личностно-обусловленных тактик ведения коммуникации, направленных на актуализацию интенции убеждения. В ходе изысканий было выявлено, что ведущей тактикой рассматриваемых текстов является тактика саморекламы, которая реализуется с помощью использования экспрессивных речевых актов: комплимента и порицания. Усиление речевого поведения автора поддерживается возможностями различных языковых уровней. Причем к наиболее активным относятся средства: фонетического уровня (аллитерация); морфологического уровня (морфологический повтор); лексического уровня (лексический повтор; метафора; ирония; использование / игнорирование эвфемизмов и др.); синтаксического уровня (анафора; эпифора и др.); графико-орфографического уровня (аббревиация; ненормативная капитализация и др.).

Итак, важнейшей функций языка является самовыражение человека. Оно проявляется в выборе определенных слов, выражений либо маркированном отсутствии таких единиц в речи, в манере самоконтроля и искренности в общении, в развитии и поддержании тех или иных тем в диалоге, в использовании либо значимом отсутствии креативности при оформлении высказываний и т.д.[1] Элементы такого самовыражения могут рассматриваться как дискурсивные эмблемы личности, индикаторы отношения говорящего к предмету, выражающие широкий спектр личностного, эмоционального и рационального в языке.

1. Карасик В. И. Дискурсивные эмблемы // Когниция, коммуникация, дискурс. - 2013. - №6. - С.77-91.

Маринова К. С.

Экология языка и коммуникативная практика (на материале англоязычного политического дискурса)

Опубликовано 18.05.2019 13:30 | Просмотров: 102 | Блог » RSS


Рекомендуем: