09.05.2019 11:57

Философия искусственного интеллекта

Философия искусственного интеллекта

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин». Эти вопросы отражают интересы различных исследователей искусственного интеллекта, философов, исследователей познавательной (когнитивной) деятельности.

Вопрос «может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта.

«Сильный искусственный интеллект» - это такая программа, которая будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, тождественным человеческому разуму.

«Слабый искусственный интеллект» - это инструмент, позволяющий решать те или иные интеллектуальные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей. Здесь под интеллектуальной задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть, задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля. Например, доказательство недоказанной теоремы, научное открытие, художественная деятельность и так далее.

Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть интеллектуальной просто считается та программа деятельности (не обязательно реализованная на современных ЭВМ), которая сможет выбрать из определенного множества альтернатив, например, куда идти в случае «налево пойдёшь ...», «направо пойдёшь ...», «прямо пойдёшь ...».

Известно, что в свое время А. Тьюринг предложил в качестве критерия, определяющего, может ли машина мыслить, «игру в имитацию». Согласно этому критерию, машина может быть признана мыслящей, если человек, ведя с ней диалог по достаточно широкому кругу вопросов, не сможет отличить ее ответов от ответов человека. Однако мысленный эксперимент «Китайская комната» Джона Сёрля - аргумент в пользу того, что прохождение теста Тьюринга не является критерием наличия у машины подлинного процесса мышления. Можно и дальше приводить примеры критериев, по которым «машинный мозг» можно считать способным к мыслительной деятельности и тут же находить им опровержения.

Таким образом, машинный (искусственный) интеллект - прежде всего, искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе жизнедеятельности. Однако высшие уровни психической активности, свойственные человеку, - мышление, разум, интеллект, творчество, рефлексия - продукт исключительно человеческой деятельности, биологически и социально детерминированной. Мышление - не просто процесс обработки находящейся в памяти информации, анализ, синтез и самопрограммирование, как считал А. Тьюринг. Это еще и осмысление, переживание, оценка, волевое усилие, интуиция и т.п. - операции, недоступные машинному интеллекту.

Сказанное не означает, что исследования в области искусственного интеллекта бесполезны. Эти исследования необходимы для того, чтобы человек лучше понимал природу собственного разума.

Лепский С.С., Леуш Е.О.

Философия искусственного интеллекта

Опубликовано 09.05.2019 11:57 | Просмотров: 678 | Блог » RSS