16.04.2019 19:27

Образ дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Образ дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. В центре внимания писателя милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных, которая вдруг становится причастна к великим событиям, делается свидетельницей и участницей страшных и удивительных дел. Совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий. И единственной защитой от всего происходящего становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности. Центр интерьера и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций. Она же - хранительница семейной истории: надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом-хроника, книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов.

С этой печью, с этой «хранительницей» можно было сравнить и их мать. От этой же домашней печки и начинается путь человека в жизни, полагает Булгаков: чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение. И Турбины учатся у своего дома: их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению автора, дан человеку испокон веков предками; так и устроен их дом.

Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса – “инженер и трус, буржуй и несимпатичный”. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но они не станут считать купоны, затаившись, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала.

Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара – отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается домом.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или не уклоняющийся от того, что выпало на его долю Алексей Турбин, или Лариосик. Именно Лариосик сумел достаточно точно выразить суть дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия: там, за окнами, – беспощадное разрушение всего ценного, здесь, за шторами, – непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах.

Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни – друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное – честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, – воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.

Савина А.Д.

Образ дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Опубликовано 16.04.2019 19:27 | Просмотров: 52 | Блог » RSS


Рекомендуем: