17.03.2019 15:46

Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка

Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка

Главная цель банковского маркетинга - получение максимальных доходов. Это может быть достигнуто за счет наиболее эффективного использования мобилизованных банком денежных ресурсов. Поэтому первоочередным условием является, способность банка удовлетворить требованиям вкладчиков - иными словами, поддержание ликвидности. Ликвидность банка нередко определяется, как способность банка приобретать наличные средства в Центральном банке РФ (ЦБ РФ) или банках - корреспондентах по разумной цене.

Недостаточный уровень ликвидности часто является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений. Если обратиться к статистике отозванных лицензий за 2016 год [1], то у 40% лицензии были отозваны из-за низкой ликвидности, а остальные 60% из-за активной вовлеченности банков в сомнительные операции. Рассмотрим проблемы, связанные с управлением ликвидностью: спрос и предложение ликвидных средств банка. (причина возникновения спроса на ликвидные средства является погашение задолженности по займам банка, которые он не мог получить от других банков. Для удовлетворения спроса на ликвидные средства банк может привлечь некоторые из потенциальных источников предложения), поддержание равновесия между сроками погашения по активу и основным обязательствам (банки заимствуют крупные суммы краткосрочных депозитов и резервов у граждан, предприятий и др. кредитных учреждений, затем пускают их в оборот и предоставляют долгосрочные кредиты своих клиентам. Так большинство банков имеют некоторые несоответствие между сроками погашения по своим активам и срокам погашения по основным обязательствам), чувствительность банков к изменениям процентных ставок (когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банков.

Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на уровень ликвидности коммерческого банка. К внешним факторам ликвидности банков относятся: экономическая и политическая обстановки в нашей стране, развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка, система рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков. Внутренним факторам являются: качество активов банка, качество привлеченных средств, сопряженность активов и пассивов по срокам, грамотный менеджмент, имидж банка. Существует ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами. Каждый из методов управления ликвидностью имеет, свои преимущества и недостатки.

Управление ликвидностью осуществляется в целях:
Выявления, измерения и определения приемлемого уровня ликвидности.
Определение потребности коммерческого банка в ликвидных средствах.
Обеспечение постоянного контроля над уровнем ликвидности.
Создание системы управления ликвидностью, а также система быстрого и адекватного реагирования.

Обобщая вышесказанное необходимо сказать, что ликвидность для коммерческого банка выступает, как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств, так же это важнейшая качественная характеристика деятельности банка, которая свидетельствует о его стабильности и надежности. Поддержание ликвидности коммерческих банков на должном уровне является важнейшей задачей не только для самих банков, но и для развития экономики страны в целом.

1. Основные причины, по которым регулятор отзывал лицензии у банков в 2016 году // URL: klerk.ru/bank/articles/457383/ (дата обращения: 21.04.2017)

Румянцева А.А

Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка

Опубликовано 17.03.2019 15:46 | Просмотров: 613 | Блог » RSS