04.03.2019 20:22

Развитие карточного обслуживания клиентов коммерческих банков в Российской Федерации

Развитие карточного обслуживания клиентов коммерческих банков в Российской Федерации

Развитие российского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов достижения целей по сокращению расчетов наличными денежными средствами и увеличения безналичных расчетов в сфере розничных платежей.

Актуальность исследования в области рынка банковских карт заключается в том, что данный банковский продукт постоянно модернизируется и совершенствуется, уровень обслуживания клиентов с помощью банковских карт, также необходимо отслеживать и повышать. Динамика развития отечественного рынка пластиковых карт и тенденции, существующие на нем, несколько отличаются от глобальных тенденций банковского сектора в целом.

На фоне общего сокращения числа кредитных организаций на отечественном рынке (с 2013 года эта величина снизилась на 31%) количество платежных карт продолжает стабильно расти. Темп прироста остается небольшим, в 2016 году всего на 5%, по сравнению с 2015 годом. При этом выпуск кредитных карт снизился на 5%, а выпуск расчетных карт увеличился на 6 %. Снижение интереса к кредитным картам у потребителей, вызвано довольно высокими процентными ставками по кредитам на фоне общей тенденции роста цен и финансовой нестабильности. С 2015 по 2016 гг. снизилось количество банкоматов и платежных терминалов на 5%, в то время как количество импринтеров возросло на 113%. Количество банкоматов на прямую связано с количеством банков.

Снижение количества кредитных организаций в результате отзыва лицензий является отчасти положительным явлением, ведь это приводит к ужесточению контроля в банковской сфере, повышению её надежности и устойчивости. При этом оставшиеся на рынке банки обязаны совершенствовать свою систему обслуживания. Примером усовершенствований может стать увеличение количества банкоматов, поскольку количество эмитированных карт продолжает увеличиваться, или отказ от взимания комиссии за снятие и внесение средств в банкоматах, не принадлежащих банку-эмитенту карты. Рост эмиссии кредитных карт снижается за счет высоких процентных ставок.

На фоне общей тенденции к спаду существует значительная тенденция к ежегодному увеличению, осуществляемых с помощью банковских карт, платежей. Темп прироста объема платежей составил за 2016 год - 21%, за 2017 год - 7%, а темп прироста количества платежей за 2016 год - 31%, за 2017 год - 28%. Операций осуществляется все больше, но суммы, участвующие в них, увеличиваются далеко не так стремительно. Это свидетельствует о том, что общая величина финансового капитала не растет, а некоторая часть средств, возможно, сознательно изымается из безналичного оборота. Решение данной проблемы должно быть комплексным и не может быть реализовано только банковским сектором.

Таким образом, в целом развитие рынка банковских карт в России можно оценить положительно. Основными тенденциями остаются санация, совершенствование механизмов обслуживания и адекватное регулирование в соответствии с современными экономическими реалиями.

Яблокова В.А

Развитие карточного обслуживания клиентов коммерческих банков в Российской Федерации

Опубликовано 04.03.2019 20:22 | Просмотров: 59 | Блог » RSS


Рекомендуем: