03.03.2019 21:16

Теневые тенденции развития торгово-посреднического сектора экономики

Теневые тенденции развития торгово-посреднического сектора экономики

В промышленно развитых странах две важнейшие формы предпринимательства - промышленно-производственная и торгово-посредническая - составляют некоторое более или менее гармоническое сочетание. С этой точки зрения, структура российской экономики характеризуется наличием диспропорции, проявляющейся, прежде всего, в преобладании торговой деятельности. До определенной степени этот факт имеет объективную природу и объясняется слабым уровнем развития розничной торговли в советский период. По числу торговых предприятий на душу населения СССР в несколько раз отставал от уровня развитых и развивающихся стран. Очевидно, что по прошествии существенного периода времени, этот фактор давно перестал быть определяющим. Тем важнее найти объяснения столь гипертрофированного роста данной сферы экономики.

Для оценки состояния уровня розничной торговли основным официальным показателем является «оборот розничной торговли на душу населения». Он позволяет проводить сравнение региональных данных, а также осуществлять анализ динамики, характеризуя темпы роста душевого оборота. Однако возможно использовать в качестве ключевого значения не розничный оборот, а величину торговой площади. Этот показатель также может быть рассчитан в расчете на душу населения. На наш взгляд, он представляется более содержательным и информативным, поскольку характеризует теневую составляющую данной сферы бизнеса. Расхождения между данными официального товарооборота и расчетными значениями величины торговой площади как раз и составляют величину теневого дохода, созданного в торгово-посредническом секторе.

Показатели «оборота» и «площади» по-разному, на наш взгляд, характеризуют уровень и тенденции развития розничной торговли. Первый делает акцент, прежде всего, на социальной эффективности торговли (характеризуя средний индивидуальный уровень покупки). Второй показатель на основе расчета объема ввода торговых площадей позволяет оценить уровень вложений в торгово-посредническую сферу, включая торговые площади, созданные на основе теневых инвестиций.

Кроме того, показатель «величины торговой площади», как и «оборот розничной торговли» позволяет выявить динамику развития регионов. Оказывая влияние не только на потребление, но и на производство, он позволяет оценить общую экономическую ситуацию того или иного региона. На основе соответствующих исследований по различным субъектам РФ проведена классификация территорий с точки зрения величины структурных диспропорций. Все эта дает основание рассматривать указанные показатели как инструмент исследования структурных проблем развития региональной экономики.

Никулина А.А.

Теневые тенденции развития торгово-посреднического сектора экономики

Опубликовано 03.03.2019 21:16 | Просмотров: 57 | Блог » RSS


Рекомендуем: