23.12.2018 23:23

Практика поощрения и наказания ребенка. Заключение

Практика поощрения и наказания ребенка. Заключение

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». [5, стр. 19]

Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий.

«Наказание очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. [5, стр. 19] То же самое следует сказать и в отношении поощрения.

Эллен Кей утверждает, что «как только ребёнок начинает сознавать и помнить удар, он уже вырос из того возраста, когда подобная мера ещё допустима» [5, стр. 22]

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации педагогов, их мастерства все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

Завершить работу хотелось бы цитатой из работы А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», которая, на мой взгляд, наиболее полно отвечает требованиям современной педагогики к проблеме поощрения и наказания: «Моя педагогическая вера: педагогика – вещь прежде всего диалектическая, не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» [5, стр. 28]

Практика поощрения и наказания ребенка. Заключение

Опубликовано 23.12.2018 23:23 | Просмотров: 391 | Блог » RSS