22.11.2018 22:53

Зигмунд Фрейд и СМИ: истина и вымысел

Зигмунд Фрейд и СМИ: истина и вымысел

Надо раскинуть мозгами. Смайлик думает смайлики картинки


Революционные открытия, совершенные Зигмундом Фрейдом, обсуждаются не только в научных кругах, но и в научно-популярной среде. Возникает вопрос: верно ли преподносят теории отца психоанализа, посвященные ему телепередачи? Объектом анализа стали научно-популярные фильмы, поскольку они в своем влиянии превосходят публицистику.

В ходе работы выяснилось, что одним из ключевых «искаженных» вопросов является гиперболизация человеческой сексуальности. Принято считать, что в учении Фрейда практически все неврозы и болезни объясняются подавлением сексуальных желаний. Против столь однобокого понимания своего учения выступал сам Фрейд в «Очерках по психологии сексуальности»: «Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуальности» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет все сексуальностью» [1]. Не меньше искажений затрагивают ключевое для психоанализа толкование сновидений. Объектом манипуляций становится тезис о «сексуальной» символике сновидений. Этот тезис был выдвинут еще среди современников - учеников и последователей Фрейда, однако сам он утверждал, что «Нет ни одного символа, который не мог быть применен и в мужском и в женском смысле» [2]. Упрек в том, что З. Фрейд - создатель очередного (в основном сексуального) сонника также несправедлив. Это подтверждают его слова: «Я готов к тому, что одно и то же сновидение, у различных лиц и при различных обстоятельствах может открывать совершенно различные мысли» [2].

Проведенное исследование демонстрирует, что научно-популярное изложение идей Фрейда не вполне достоверно. Искажение сути учения Фрейда, возможно, вызвано стремлением привлечь повышенное внимание аудитории, сделав ставку на скандал. Вероятно, это также обусловлено манипулированием мировоззрения современного человека и созданием почвы для «рекламных трюков»: «полуобнаженные» образы встречаются почти на каждом рекламном щите. Обществом с «гипертрофированными» животными инстинктами легче управлять, а «голубым ядом по Фрейду» легче зарабатывать.

Литература:
1. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд; пер. с нем. - 3-е изд. - Минск: Попурри, 2013. - 512 с.
2. Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд; пер. с нем. - СПб.: Азбука, 2015. - 512 с.

Кондратович А.А.

Зигмунд Фрейд и СМИ: истина и вымысел

Опубликовано 22.11.2018 22:53 | Просмотров: 530 | Блог » RSS