12.07.2018 07:14
Детский песенный фольклор и официальная советская песня 1970-80-х гг.: принцип дополнительности
Проблема исследования феномена детства появилась, примерно с конца XIX - начала XX вв. Исследования истории детства развились наиболее полно в Западной Европе и Северной Америке. Актуальность данного подхода определяется расширяющимися попытками исследователей (этнологов, культурологов, филологов и др.) осознать место и роль феномен детства в культуре. Несмотря на широкое предметное поле таких работ, исследование в области детской и подростковой советской песни практически не предпринималось.
В настоящий момент особое внимание уделяется изучению советского периода истории как уникальной эпохи в контексте детской культуры Х1Х-ХХ века. С помощью метода концептуального анализа нами в результате исследования официальной детской песни 1960-80-х годов были выявлены тенденции в смысловых наполнениях основных концептов картины мира советского ребенка: «Родина», «Дружба», «Семья», «Школа». Главной характерной особенностью 1960-80-х годов становится появление концепта «Человек» равного по содержанию понятию личность.
Однако уникальность культурной ситуации конца 1960-х начала 1980-х годов, по мнению многих исследователей, состояла в том, что эту эпоху параллельно официальной, поддерживаемой государством культуре сформировалась, существовала и развивалась «вторая культура», часто определяемая как «неофициальная». В такой культуре, мир имеет иные характеристики, отличаются также приоритеты и ценности. Существовала ли противостоящая официальной «другая культура» в социальных сообществах подростков и какую роль она играла? На материале полевых исследований (анкетирование, интервью, архивные источники) показывается, что официальная песня как детская, так и взрослая и песенный фольклор функционировали в конструировании картины мира советского подростка по принципу дополнительности. Официальная песня конструировала картину мира подростка при помощи концептов «Родина», «Семья», «Школа», «Дружба», «Мир». Песенный фольклор заполнял лакуны смыслов, связанных с эмоциональным, чувственным восприятием жизни: «Любовь».
Особо следует отметить, стремление подростков «создать» свой образ мира посредством отбора песен как из официального, так и из фольклорного репертуара.
Муравьева Е.М.
Опубликовано 12.07.2018 07:14 | Просмотров: 3013 | Блог » RSS |