21.09.2017 09:07

Культурные смыслы российского художественного постмодерна рубежа XX-XXI веков

Культурные смыслы российского художественного постмодерна рубежа XX-XXI веков

В современной литературе постмодернизм характеризуется как «усталая» культура, творцы которой отказываются от стремления создать нечто новое, заявить об уникальности собственного художественного стиля. В отличие от «канонического» авангарда, в постмодернизме присутствует стремление включить в свой дискурс весь мировой художественный опыт путем его иронического цитирования. Одна из установок постмодернизма - потребление культурных смыслов, тиражированность, вторичность, экспериментаторство.

Российский постмодернизм по своему происхождению вторичен, но во многом «неклассичен», поэтому критики часто считают его явлением чисто национальным, а не заимствованным. Российские постмодернисты черпают вдохновение в реалиях русской жизни, ориентируются на смыслы советской культуры, перенесенных в постсоветское пространство и стремятся на основе этого создать абсолютно новую художественную среду и способ отношений зрителей с ней.

Можно сказать, что постмодернизм в отечественном искусстве направлен на перестройку культурного сознания российского зрителя - отсюда его подчеркнутая политизированность и социальность. Исследователи выделяют две тенденции российского постмодернизма: политизировано-бунтарская и абсурдистско-эскапистская. Выходя за рамки эстетики, постмодернизм своеобразно вписывается в современный российский общественно-политический контекст и становится явлением культуры в большей степени, даже, чем формой искусства.

Российское перформативное искусство с его сознательной установкой на активное действие в социальном пространстве и непосредственную действенную реакцию социума может рассматриваться как особая культурная стратегия формирования и изменения социальной реальности средствами искусства.

В работе, целью которой является выяснение культурного своеобразия и статуса российского перформанса, проанализирован ряд работ известных художников-постмодернистов: «тотальные инсталляции» Ильи Кабакова, который предметом художественного переосмысления сделал такой феномен советской культуры как коммунальный быт; и перформансы Олега Кулика, который выступает в образе «человек-собака» и призывает заглянуть «в глубь России», показывая ее архаичность, дикость и непредсказуемость, посредством самоуничижения.

Полякова Ю.Н.

Культурные смыслы российского художественного постмодерна рубежа XX-XXI веков

Опубликовано 21.09.2017 09:07 | Просмотров: 2827 | Блог » RSS